Методична скарбничка

Конспект воспитательного часа
в 4 – А классе
  
«Соблюдение правил дорожного движения
на улицах и дорогах» 
                               
Составитель: 
учитель 
начальных 
классов 
Сердюк Т.А.





Цели урока:
·        создать условия для обучения  детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья;
·        развивать умение контролировать своё поведение;
·        совершенствовать знания основных правил поведения на улице;
·        способствовать осознанию важности соблюдения ПДД
                         Эпиграф урока:  «Знай правила движения,
                      Как таблицу умножения!»
Оборудование: плакат по ПДД;
                           рисунки детей на конкурс по ПДД;
                          схемы «Мой путь в школу»;
                          правила дорожного движения;
                          дорожные знаки;
                          макет светофора;
                         ситуационные картинки;
                         призы-закладки с ПДД.
I.                  Организационный момент.
   Учитель: Город, в котором с тобой мы живём,
                     Можно по праву сравнить с букварём,
                     Вот она азбука над головой,
                     Знаки развешаны вдоль мостовой.
                     Азбуку города помни всегда,
                     Чтоб не случилась с тобою беда.                  (Я.Пишумов)
   Учитель: Девиз нашего занятия: «Знай правила движения,
как таблицу умножения!»
   - Как вы понимаете эти слова? (Правила дорожного движения все должны знать, как и таблицу умножения – наизусть).
II. Постановка целей урока.
   - Сегодня мы с вами будем учиться видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, совершенствовать знания основных правил поведения на улице. И мне бы очень хотелось, чтобы вы осознали важность соблюдения ПДД.
   -А помогать нам будет наш друг Светофорчик. (Мальчик пятиклассник с символикой светофора).
III. Работа по теме урока.
Светофорчик: Ребята, отгадайте мои загадки:
   - В два ряда дома стоят – десять, двадцать, сто подряд –
     И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)
   - Не живая, а ведёт, неподвижна, а идёт. (Дорога)
   - Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
     Горит и день, и ночь – зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)
   Беседа по вопросам:
Светофорчик:
   - Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
   - С кем ты идёшь в школу?
   - Кто тебе помогает переходить улицу?
   - Как нужно правильно переходить улицу? (Только со взрослыми. По пешеходному переходу. Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо).
   IV. Физкультминутка.
   Дорога не тропинка,
   Дорога не канава…
   Сперва смотри налево.
   Потом смотри направо.
                      Ты налево повернись,
                      Другу рядом улыбнись,
                      Топни правою ногой:
                      Раз – два – три,
                      Покачай головой.
   Раз – два – три,
   Руки вверх ты подними
   И похлопай: раз – два – три.
V. Работа по теме урока.
   Учитель: В городе много пешеходов и транспорта. Пешеходы хозяйничают на тротуарах, а транспорт на дороге. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу.
 Светофорчик: Давайте поиграем с вами в такую игру: «Будь внимателен на дороге».
                     А теперь я всё проверю
                     И игру для вас затею.
                     Вам задам сейчас вопросы –
                     Отвечать на них не просто.
                     Мне позвольте на разминке
                     Вам загадки загадать.
                     Вы должны, ребята, прочно
                     Правила движенья знать,
                     Дружно все мне отвечать
                     Или, затаясь, молчать.
   - Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно.
   - Кто из вас, идя домой,
   Держит путь по мостовой?
   (Учащиеся молчат).
   Кто из вас идёт вперёд
   Только там, где переход?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   Кто бежит вперёд так скоро,
   Что не видит светофора?
   (Учащиеся молчат).
   Знает кто, что свет зелёный
   Означает: путь открыт?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   А что жёлтый свет всегда нам
   О вниманье говорит?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   Кто, пусть честно говорит,
   На трамвае не висит?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   Знает кто, что красный свет –
   Это значит: хода нет?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   Кто из вас в вагоне тесном
   Уступил старушке место?
   (Это я, это я, это все мои друзья!)
   Кто торопится, бежит
   Перед знаком «Путь закрыт!»?
    (Учащиеся молчат).
Светофорчик: Я уверена, что вы на дороге такие же внимательные, как на уроке.
VI. Оздоровительная минутка.
   Ехали медведи
   На велосипеде,
   А за ними кот –
   Задом наперёд.  
                  Волки – на кобыле,
                  Львы – в автомобиле,
                  Зайчики – в трамвайчике,
                  Жаба – на метле.
   Едут и смеются,
   Пряники жуют.
VII. Закрепление.
 Светофорчик: Как вы считаете, звери правильно себя ведут на дороге? Почему?
   - Какие нужно помнить ПДД? (Работа с памяткой на доске, плакатами).
   - Рассмотрите картинки и скажите: правильно ли ведут себя дети и почему?
VIII. Итог урока.
Учитель: Какие правила поведения на улице вы запомнили? (Ещё раз читаем  с доски).
   - Что понравилось больше всего?
IX. Рефлексия.
   - Выберите один из трёх глазков светофора и покажите нам своё настроение и то, как вы сегодня усвоили ПДД.
  Учитель: А сейчас мы послушаем стихи, которые вы подготовили:
1. Правила движения,
    Все без исключения,
    Знать должны зверюшки:
    Барсуки и хрюшки,
    Зайцы и тигрята,
    Пони и котята.
    Вам, ребята, тоже
    Все их надо знать.
2. Перейти через дорогу
    Вам на улицах всегда
    И подскажут и помогут
    Говорящие цвета.
3. Красный цвет вам скажет «Нет!»
    Сдержанно и строго.
    Жёлтый цвет даёт совет
    Подождать немного.
    А зелёный свет горит –
    Проходите – говорит.
4. Объяснить надо запросто,
    Будь ты юн или стар:
    Мостовая – для транспорта,
    Для тебя тротуар.
5. Чтоб жить, не зная огорчения,
    Чтоб бегать, плавать и летать,
    Ты должен правила движения
    Всегда и всюду соблюдать.
6. Делаем ребятам
    Предостережение:
    Выучите срочно
    Правила движения,
    Чтоб не волновались
    Каждый день родители,
    Чтоб спокойно мчались
    Улицей водители.
   Учитель: Спасибо вам всем за урок!




 Классный час 
"Поговорим о доброте"


Цели классного часа:
1.Развитие умения учащихся вести рассуждения.
2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
3.Формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человека, что дождь в засуху; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живёт век, а доброе дело – два», «Спешите делать добро», чашечные весы, набор открыток.

Оборудование для уч-ся: цветная бумага, клей, ножницы, детали аппликации (дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей)

1. Вступительное слово учителя:

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.

Учитель:

Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Что же есть зло? (Ответы детей.)
Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
-Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.
(Учащиеся произносят слова.)

Ждут нас быстрые ракеты
Полетим мы на планеты
На какую захотим,
На такую полетим.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 – пуск.

Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

Уч-ся работают с набором открыток.

А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

(Выступление уч-ся)

1. Стать добрым волшебником
 Ну-ка попробуй!
 Тут хитрости
 Вовсе не нужно особой.
 Понять и исполнить
 Желанье другого -
 Одно удовольствие,
 Честное слово!

2. На клумбе – цветок,
 Его листья повисли
 Грустит он…О чём?
 Угадал его мысли?
 Он хочет напиться,
 Эй, дождик, полей!
 И дождик струится
 Из лейки твоей.

3. А что же сестрёнка
 Скучает в сторонке?
 Волшебное что-нибудь
 Сделай сестрёнке
 И ты обернулся
 Ретивым конём-
 Галопом сестрёнка
 Помчалась на нём.

4. Хоть мама
 Ёщё не вернулась с работы,
 Нетрудно узнать её думы, заботы.
 И ты совершаешь
 Великое чудо-
 Пол засверкал,
 Засияла посуда!
 И ахнула мама,
 Вернувшись, домой:
 -Да это, как в сказке,
 Волшебник ты мой!

-Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)

Учитель:

Верно, добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

 Кто любит собак
 Или прочих животных,
 Серьёзных котят
 И щенков беззаботных,
 Кто может любить и козла, и осла-
 Тот людям вовеки
 Не делает зла.

Учитель:

Ребята, в народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
-А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Часто ли вы употребляете добрые слова? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей).

2. Из истории

Знаете ли вы историю слова «добро»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?

Учитель:

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

3. Поиграем в игру

Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой-закрываете лицо ладошками.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)

-На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
-Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать весы?

(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)

На одну чашу уч-ся кладут «зло» (таблички с надписями:
         Зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

-А что нужно сделать, чтобы победить зло? (Ответы уч-ся.)

-Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки.)

Учитель:
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в моря добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

Итог классного часа
-Как мы назовём эту картину? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
(Учитель раздаёт уч-ся маленькое солнышко.)
Это солнышко-доброта. Она очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.
Ведь делать добро – это здорово!
(Ученик читает стихотворение.)

Стань добрым волшебником!
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие
Честное слово!

                                ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА  IIII  СТУПЕНЕЙ  № 5









Воспитательный час
«Без   друга – в жизни туго»

Составитель:
Учитель высшей категории,
старший учитель
Сердюк Т. А.


Цель:     воспитывать  потребность иметь друзей, чуткое и доброе окружение к окружающим, формировать умение устанавливать дружеские отношения, способствовать формированию опыта активного социального взаимодействия с окружающими.

1.Определение темы воспитательного часа. Ребус.

На доске размещены предметные рисунки: дуб, ракета, улитка, жук, барабан, апельсин.
Учитель: Ребята, тему воспитательного часа вы узнаете, когда прочитаете ключевое слово.  Возьмите первые буквы названий предметных рисунков на доске и сложите слово.
                  ( ДРУЖБА)
 Учитель: Сегодня мы говорим о дружбе, о том, каким должен быть настоящий друг и какое место занимает дружба в нашей жизни.

  2.Анализ виртуальной ситуации « Ты один…»

Учитель: Закройте глаза и на минуту представьте себя в одиночестве. Каждый из вас на Земле -  один, а вокруг – никого, только деревья, кусты и цветы, пустые улицы и дома. Вы можете делать все, что угодно, никто не сможет вам запретить. Расскажите о своих действиях. Хорошо ли человеку в одиночестве? (ответы детей)
Учитель: Стало очень быстро скучно, потому  что нет других людей. А что может человек в общении с другими людьми? (поговорить, поиграть, посмеяться, поплакать, поделиться, посоветоваться и еще многое другое)
А как здорово, если с вами рядом не чужой человек, а верный друг! Тот, кто умеет радоваться вашим победам, кто разделит с вами беду и даст мудрый совет, кто утешит добрым словом и посочувствует.

               3.Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?»

               У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
                А сегодня отец – уже на работе. Здоровый и бодрый.
                Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
                -Наш папа выздоровел!
 Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять. Катя подошла к девочкам, игравшим в  «классы».
                -Наш папа выздоровел,- сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
                 -Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Учитель: Ребята, почему заплакала Катя?
 (Никто не разделил ее радость, ей стало одиноко, все были безразличны и глухи к ее жизни)
                  4. Человек начинается с добра.

Учитель: Ребята! Вы должны быть чуткими и добрыми к окружающим людям. Учитесь радоваться победам своих друзей, а не завидовать их успехам. Человек начинается с добра.
                   Быть добрым волшебником только попробуй –
                   Тут хитрости вовсе не надо особой!
                   Понять и исполнить желанье другого –
                   Одно удовольствие, честное слово!

Анализ школьных ситуаций:

 а) Ты играл с товарищем в шахматы и надеялся на быструю победу, но он тебя ловко обыграл. Твои действия?

 Б) Шли спортивные соревнования. Твоя команда побеждала, но последний участник задержался на старте, оступился - и вы проиграли. Твоя реакция?

 В) Ты возвращался из школы. Возле дома стояла совершенно незнакомая девочка и горько плакала. Пройдешь равнодушно мимо или предложишь свою помощь?

Учитель: Поговорим о доброте. В народе говорят «Доброе слово и кошке приятно». Все мы нуждаемся в добром слове, добром взгляде, добром поступке, доброй поддержке своих друзей. А на что похожа доброта? Можно ли прожить без доброты? Где в природе можно взять краски, чтобы описать доброту?
   ( ответы детей )

                   5. Обсуждение притчи « Чудесные очки». Ролевая игра «Учимся говорить друг другу комплименты»

   Давным – давно жил на свете человек, который очень хотел при одном только взгляде на кого –нибудь узнавать, добрый он или злой, темная или светлая у него душа и что таит он в сердце своем.
   И вот однажды чудесным образом приобрел он очки, которые помогли ему сделать это. Но, о ужас! Надевши их, он уже не смог снять их, и все люди предстали перед ним не в лучшем виде. Оказалось, что плохих, порочных, злых сердцем и порочных душой гораздо больше, чем хороших людей.
   Человек этот очень опечалился, стал сторониться людей, а они его. Постепенно он остался совсем один, и тягостные мысли заставили его задуматься о смерти, потому что жить в таком страшном мире ему не хотелось.
   И вот однажды, во время таких раздумий, явился ему блистающий грозный Ангел и сказал:
  - Ты ищешь в других совершенства, но взгляни на себя! А потом, если посмеешь, осуди их.
   И коснулся чудесных очков, и сейчас же человек этот увидел самого  себя, свою душу, сердце и помыслы. Это было так далеко от совершенства, что человек в ужасе воскликнул:
   - Боже! Какой же я грешник! Прости меня!
   Очки упали к его ногам и рассыпались в прах.
   - Что же мне делать теперь, Господи? Как жить?
   - Не возноси себя, прощай людям их слабости и будешь счастлив, - сказал на прощание Ангел и исчез.

Учитель:   - О чем заставила задуматься эта притча? Все мы очень разные, у каждого человека есть множество достоинств и, к сожалению, недостатков. Однако нужно учиться видеть в окружающих людях хорошее и лучшее, что в них есть. Не нужно скупиться на добрые слова и пожелания. Это делает людей добрее и лучше. Вот и сегодня мы поиграем. Наденем наши «волшебные очки» и будем учиться делать друг другу комплименты. Обратимся к толковому словарю. «Комплимент – лестное для кого–либо замечание, любезный отзыв.»

  Игра «Учимся говорить друг другу комплименты»
 Дети надевают «волшебные очки» и говорят друг другу хорошие слова, комплименты.
   - Ребята, что вы чувствовали?  ( Очень приятно говорить добрые слова другим и слушать. На сердце становится теплее от добрых слов, хочется стать лучше)

               6. Мозговой штурм « Каким я вижу настоящего друга?»

 Учитель: Ребята, у вас на парте лежат сердечки. Напишите на них какие черты характера вы цените в своих друзьях или считаете очень важными для друзей.
   Дети заполняют сердечки и крепят их на доске.
   Варианты предложений:
   ДРУГ – это тот, кто радуется успехам товарища, переживает его неудачи, не насмехается над другом, умеет хранить тайны, дает добрые советы, с кем приятно общаться,с кем весело и интересно, кто деликатен, добр, воспитан, щедр и чуток.

              7. Работа с пословицами.

 Учитель: Народное творчество хранит много пословиц о дружбе. Какие вы помните?
А сейчас мы попробуем составить пословицы, правильно соединив их части.

Дружба и братство                             зови товарищей.
Дружбу так понимать нужно:           и водой не разольешь.                     
Человек без дружбы -                        чем камень драгоценный.
Дружба крепка не лестью,                 дороже всякого богатства.
Чего себе не хочешь,                          что дерево без корней.
Лучше друг верный,                          общие недостатки исправим дружно.
Крепкую дружбу                                а правдой и честью.
Одному не под силу -                         то и другу не желай.

               8. Подведение итогов.

   Учитель: Вот и подошел к концу наш откровенный разговор. Я думаю каждый из вас заглянул в свое сердце и душу, задумался над тем, какой он друг,  умеете ли вы дружить.



  Тема урока 
«Основы христианской культуры»
4 класс

«Заповеди любви»
Составитель: учитель начальных классов
Сердюк Т.А.

Цели и задачи урока:
Познакомить детей с основными заповедями любви к Богу и ближнему.
Воспитывать чувства доброты, милосердия, уважения к окружающим, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Развивать умения проявлять любовь к ближнему в повседневной жизни.


Ход урока
I. Организация класса
II. Мотивация учебной деятельности
-Закройте глаза. Заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Каким видят меня окружающие?
- Откройте глазки. Поделитесь со мной. Кто подумал о себе только хорошее? Поднимите синюю карточку.
Кто засомневался, что не всегда его мысли и поступки правильны? Поднимите зеленую карточку.
Кто подумал о себе только плохое? Поднимите красную карточку.
- Спасибо за откровенность.
Слово учителя:
- Человеческая душа как цветущий луг. Много ярких, красивых и ароматных цветов, которые радуют глаз. Но есть среди них и сорняки, которые глушат эти замечательные цветы. Эти сорняки – плохие черты характера, которые мешают нам в жизни стать счастливыми.
В Евангелии от Матфея, одной из книг Библии, Иисус говорит: « Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих»  Слайд 2.
Это значит, что человек в заботах о пропитании, о жилье и одежде не должен забывать о милосердии, об идеалах истины, добра и красоты. Хлебом в данном случае называется не только пища, но и все материальное. Т.е. главным в жизни являются не материальные ценности, а Слово Божье, поступки и дела человека, его характер, взаимоотношения с людьми. И счастлив тот, чьи поступки не расходятся со Словом Божьим, с его совестью. Сегодня мы задумаемся, какой он «счастливый человек».
Слайд 3. Народная мудрость гласит: «Дитятко как тесто, что замесил, то и выросло». Научат его доброму – вырастет добрым, не будут им заниматься – может научиться дурному.
III. Сообщение темы и задач урока
- Мы сегодня будем учится хорошему, доброму. Мы знаем, что Господь любит всех и всяких, но как нужно жить, чтобы Он не только любил нас, но и радовался за нас.
Слайд 4. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на важные для каждого человека вопросы:
- Каким хочет видеть нас Господь?
- Какие основные заповеди любви дал нам Иисус Христос?
- Что значит любить Бога и людей?
- Как проявлять любовь к Богу и ближнему в повседневной жизни?
IV. Изучение нового материала
Слово учителя. Слайд 5.
Из Нового Завета знаем, что Иисус Христос не только исцелял больных и воскрешал умерших, а также учил многих людей, которые приходили к Нему. Многие обращались к  Иисусу, называя Его « Учитель». Самыми важными в учении Иисуса Христа были заповеди любви к Богу и к своему ближнему. В Евангелии от Матфея рассказывается, что однажды Иисусу был задан очень важный вопрос:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?»  Слайд 6.
Иисус сказал ему: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» ( М ф 22 : 36-39)
- Кто любит Бога, тот верит только ему одному, не придумывает себе  других богов и не называет Божье имя напрасно. Кто любит ближнего, тот никогда его не обидит и относится к нему, как к самому себе.
- Какая же заповедь названа Иисусом как наиважнейшая?
     2. Слайд 7. Прочитайте слова и скажите, что их объединяет?
Любовь, уважение, доброта, милосердие, сострадание, счастье
    3  Просмотр притчи « Добрый самаритянин»
    4 Обсуждение
- Какой вопрос был задан Христу?
- Как ответил Иисус?
- Что произошло с человеком?
- Что сделали священник и левит?
- Перечислите «уважительные» причины, которые придумали себе священник и левит, чтобы не помочь пострадавшему от рук разбойников?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- На какие жертвы пришлось пойти самарянину, чтобы проявить сострадание к пострадавшему от рук разбойников?
- Чем похож Иисус и самарянин?
- Какие слова сказал Иисус Христос книжнику?  ( «Иди и поступай так же»)
V. Закрепление изученного
1.. Беседа с опорой на жизненный опыт детей
Рассмотрим как мы в повседневной жизни можем использовать эти заповеди:

- Когда у меня есть искушение разговаривать грубо, вместо этого я буду…
- Когда у меня есть искушение небрежно обращаться с чужими вещами, вместо этого я буду…
- Когда у меня есть искушение высмеять кого-то, вместо этого я буду…
- Когда у меня есть искушение вести себя невежливо, вместо этого я буду…
- Когда у меня есть искушение что-то украсть, вместо этого я буду…
- Когда у меня есть искушение все время настаивать на своем, вместо этого я буду…
- Когда я узнаю, что моему другу грустно или одиноко, то я…
- Когда я узнаю, что кто-то нуждается в помощи, то я…
2. Просмотр современной притчи. Обсуждение.
- Кто похож в фильме на самарянина?
- Что вы чувствовали, когда люди проезжали мимо, бросив раненого человека?


3. Слайд 8. Игра – мечта «Страна Милосердия»
- Пусть каждый из вас представит себе, что его избрали президентом страны Милосердия. Ваша задача: придумать, какие милосердные постановления издаст президент.

VI.Обобщение изученного материала
1.Слайд 7. Вернемся к словам «Любовь, уважение, доброта, милосердие, сострадание, счастье»
- А какое, на ваш взгляд, здесь ключевое слово? (счастье – часть Господа, Слово Божье)
- А что в человеке подсказывает ему, хорошо или плохо он поступает? (совесть)
- Каким вы видите счастливого человека?
2. Чтение стихотворений подготовленными детьми. Слайд 9
              Божественная благодать
Тайны Бог открыл нам в Слове…
Видит ум их не всегда.
Благодать дает нам помощь –
Отступают скорбь, беда.

Слово Божие читаем.
Добрыми хотим мы стать.
И тогда внезапно, тихо
К нам приходит благодать.

Ум смиренный просвещает,
Радость, мир душе дает,
Быть послушным помогает,
Всех  любить она зовет.  (Л.Л.Серафимова)

- Что такое благодать?  (Благо-добро,    благодать – дать благо, добро. Благодать – присутствие   Святого  Духа Божиего)
                        Благодать
Что такое благодать?
Я давно хотел бы знать,
Для чего она дается,
И кто может ее дать?

В благодати – помощь Божья,
Чтоб нам справиться с врагом,
Ленью, злобой, страхом, ложью
И любым  другим грехом! (Е.Г.Санин)

- Что называет автор нашими врагами? (грехи)

3.Тест « Счастлив человек, если…» Слайд 10.
-  Выбери правильные окончания предложений
Счастлив человек, если…
он не любит ценить себя выше, чем других людей; он богат; он живет в красивом доме.
Такой человек, когда замечает свои плохие поступки...
старается исправиться, стать лучше; не хочет в них признаваться; продолжает их совершать.
Он
старается не лукавить; наговаривает напраслину на товарища; обманывает людей.
Он любит
быть в мире со всеми; мирить людей; прощать обиды; быть во вражде с людьми; ссорить друзей; помнить обиды.
Он дружит с теми
кто хочет с ним дружить; кто сильнее его; с кем дружат все.
4.  Просмотр рисунков детей на тему «Добрый и счастливый человек»
- Вы выбрали самые «добрые» цвета  красок и нарисовали рисунки на тему «Добрый и счастливый человек»
- Чем похожи рисунки? (на них счастливые лица людей, которые живут в гармонии с окружающим миром, со своей совестью, со Словом Божьим в душе)
5   Слайд 11. Игра – размышление. Прополка. « Душа – цветущий луг»
- Перед вами рисунки цветущего луга. В сердцевине каждого цветочка – названия душевных качеств. Здесь есть  хорошие и плохие. Составьте из этих цветов «портрет своей души» в виде цветущего луга. Постарайтесь честно признаться себе не только в хороших, но и в плохих качествах. Каждый день проводите «прополку» - боритесь со своими плохими качествами.
Слайд 12. «Не пускай злых людей в свою компанию, а злые чувства и плохие качества в свою душу»
VII. Итог урока
- На какие важные вопросы мы искали ответ?
- Чему научил вас этот урок? Над чем заставил задуматься?

Приложение 1.
Тест « Счастлив человек, если…» 
-  Выбери правильные окончания предложений
Счастлив человек, если…
он не любит ценить себя выше, чем других людей; он богат; он живет в красивом доме.
Такой человек, когда замечает свои плохие поступки...
старается исправиться, стать лучше; не хочет в них признаваться; продолжает их совершать.
Он
старается не лукавить; наговаривает напраслину на товарища; обманывает людей.
Он любит
быть в мире со всеми; мирить людей; прощать обиды; быть во вражде с людьми; ссорить друзей; помнить обиды.
Он дружит с теми
кто хочет с ним дружить; кто сильнее его; с кем дружат все.













Комментариев нет:

Отправить комментарий